воскресенье, 8 февраля 2015 г.

Татев

О. Х. Халпахчян – Архитектурные ансамбли Армении
Фотографии: А. Александрова, А. и В. Кочар, из фондов: Гос. исторического музея АН Арм. ССР

Татевский монастырь расположен вблизи одноименного селения высокогорного Горисского района, входившего в состав Зангезура - древнего Сюника. Он был основан в IX веке на месте широко известного в древности святилища. Стратегически выгодное местоположение - на мысу, образованном глубокими местами с отвесными скалистыми склонами ущелья реки, благоприятствовало созданию здесь мощного оборонительного комплекса. Памятники Татева отличаются высоким качеством строительных работ.

Одно время Татев был и политическим центром Сюникского княжества. В X веке он насчитывал около тысячи обитателей, и ему были подвластны многочисленные селения, в XIII веке ему принадлежало 680 селений. Сильное землетрясение в 1931 году произвело значительные разрушения, тем не менее сохранившиеся части позволяют судить о художественных достоинствах этого комплекса.


Главный памятник - храм Погоса и Петроса (Павла и Петра), возведенный в 895-906 годах, воспроизводит тип купольных базилик VII века, однако в нем имеются и новые черты. В протяженном интерьере превалирует средний неф, завершенный в средокрестии плана огромным куполом. В отличие от купольной базилики новшеством является устройство в западной части храма приделов, углы стен которых использованы в качестве опор купола. Восточные устои еще не слиты со стенами алтарной апсиды, в силу чего крестовокупольная форма интерьера выявлена недостаточно четко. Все эти особенности заставляют рассматривать храм как промежуточное звено в цепи развития купольного зала в крестовокупольный тип здания, получившего позднее широкое распространение в Армении.

Внешний облик храма строг и лаконичен. Гармоническая соразмерность отдельных частей усиливает впечатление значительной высоты здания. Особенно бросаются в глаза большие внешние объемы купола, низкое и частое расположение узких окон и высокий круглый барабан, увенчанный заостренным 32-складчатым зонтичным покрытием.

Как и в памятниках VII века, фасады храма - гладкие, без лишней деталировки. На восточном фасаде две глубокие треугольные в плане ниши, завершенные, как и окна, тонкими орнаментированными бровками. Четыре из них украшены изображениями человеческих лиц, к которым обращены головы змей с высунутыми жалами. У армян змея почиталась как покровительница жилищ. Лица овальной формы, с ниспадающими по сторонам локонами и слегка намеченными глазными впадинами выполнены довольно схематично. Исключение составляет рельеф северного фасада, в котором резчик пытался придать лицу портретное сходство. Судя по данным армянского историка Степаноса Орбеляна, это изображения ктиторов храма - князя Ашота, его жены Шушан, владетеля Гехаркуника Григора Супана и князя Дзагика.

Особое внимание было уделено убранству интерьера храма, служившего главным собором Сюникского княжества. В 930 году стены храма были украшены фресками, сейчас почти полностью утраченными, отличными от росписи церкви Креста на острове Ахтамар. В главной апсиде имелось изображение сидящего на троне Христа в окружении трех пророков и четырех святых. Западную стену занимала грандиозная композиция Страшного суда, а Северную - сцены Рождества. Фигуры росписи монументальны, они даны в разнообразных сложных движениях (встающий из гроба, летящий ангел), что подчеркнуто складками одежд. Тонко подобранная красочная гамма, дающая спокойное сочетание белого, голубого, желтого и темно-красного цветов, придавала интерьеру нарядный и одновременно торжественный вид.

Авторы фресок храма Погоса и Петроса, возможно, работавшие вместе с западноевропейскими мастерами, были связаны с основанной в Татеве в начале X века школой, где одновременно с изучением гуманитарных наук занимались также и иллюстрированием рукописей. Значение школы было велико. Вскоре подобные ей заведения были открыты в различных монастырях Сюника, в частности в Гндеванке, Цахац-каре и Бхено Нораванке. Особенно активная деятельность школы в развитии науки и искусства имела место в ХIV-ХV веках, при Овнане Воротнеци (1315-1388 гг.) и Григоре Татеваци (1346-1411 гг-). Последний был не только известным философом-номиналистом, но и живописцем. Его портрет, один из редких в армянской книжной живописи, имеется на миниатюре 1449 года в «Толковании псалмов Давида», где ученый показан в окружении учеников. Татеваци выполнил в конце XIV века несколько миниатюр для Евангелия 1297 года. Для этих миниатюр характерно контрастное сопоставление ярко-красных и желтых тонов с коричневыми и синими, подобранных с исключительным вкусом (миниатюра «Благовещение»). Композиции отличаются строгостью и монументальностью. Лица тонко прорисованы и индивидуализированы. Заполняющий отдельные места мелкий растительный и геометрический орнамент свидетельствует о стремлении усилить декоративность композиции.

К южной стороне главного храма примыкает церковь Григория, сооруженная, согласно летописным данным, в 1295 году на месте более раннего здания 836-848 годов. В художественном отношении это широко распространенный в Армении зально-сводчатый тип здания с полуциркульной апсидой. Декоративное убранство весьма ограниченно. Оригинальна форма восточного окна апсиды в виде двух крестов и круга над ними. Входной портал украшен характерной для XIII века ажурной резьбой тонкого геометрического плетения.

Западнее церкви Григория находилась сводчатая галерея с арочными проемами на южной стороне, а западнее храма Погоса и Петроса - трехъярусная колокольня XIX века. Для нее характерно облегчение членений кверху, что подчеркивается не только формой и размерами сечения опор, но и величиной и пропорциями перекрывающих их арок. Нижний этаж массивнее среднего, служившего переходом к легкой восьмиколонной звоннице с зонтичным покрытием. В зависимости от этого выполнено было и орнаментальное убранство, более богатое в нижнем, чем в верхнем ярусе.

К числу уникальных произведений архитектурного и инженерного искусства Армении относится монумент «Гавазан», воздвигнутый в 904 году во дворе, возле жилых помещений монастыря. Это восьмигранный, сложенный из мелких камней столб, высотой 8 м, завершенный орнаментированным карнизом, над которым возвышается хачкар. Под воздействием сейсмических колебаний почвы и даже от простого прикосновения человеческой руки столб, благодаря шарнирному соединению со стилобатом, наклоняется и возвращается в исходное положение.

К редким в армянском зодчестве примерам относится по своему местоположению надвратная церковь Аствацацин, датируемая XI веком. Она решена как небольшой купольный зал с нишами на всех, кроме западного, фасадах, пропорции ее вытянуты по вертикали. Барабан купола имеет заостренное зонтичное покрытие.

Вокруг этих сооружений, охватывая их почти кольцом, расположены капитально перестроенные в XVII-XVIII веках покои настоятеля, зально-сводчатая трапезная с кухней и кладовыми, жилые и служебные помещения. В скальном и частично насыпном грунте было предусмотрено много потайных хранилищ.

В ремесленных мастерских Татева создавались также изделия прикладного искусства. Среди них следует отметить золотой оклад Татевского евангелия. Это образец чеканки XVII века. На нем изображены евангельские сцены и портреты татевских ученых - Овнана Воротнеци и Григора Татеваци (ныне в Музее Эчмиадзинского собора).

Выдающиеся произведения резьбы по дереву представляют собой двери Татевского храма (1253 и 1614 гг., Государственный исторический музей Армении). Полотна дверей, как и стороны обрамляющих их коробок, сплошь покрыты различной по рисунку геометрической плетенкой с мелкими вставками растительного узора. В двери 1253 года в центре полотна помещено крупное изображение креста над большим щитоподобным кругом с двумя 1б-лепестковыми розетками по сторонам; выше - трехстрочная надпись.

Ансамбль Татева гармонически согласован с горным пейзажем. Архитектурно-художественным центром служит большой храм, возвышающийся над окружающими его сооружениями и видимый издалека. Расположенные в ряд по периметру жилые и хозяйственные помещения, подчеркивая своим объемом многогранное скальное основание, кажутся как бы его продолжением, что придает комплексу большое своеобразие и величественность.

Комментариев нет:

Отправить комментарий