О. Х. Халпахчян – Архитектурные ансамбли Армении
Фотографии: А. Александрова, А. и В. Кочар, из фондов: Гос. исторического музея АН Арм. ССР
Эчмиадзин (до 1945 r. — Вагаршапат) основан царем Вагаршаком (117-140 гг.) на месте Вардкесавана, древнейшего поселения III—II веков до н.э. Учитывая мощность оборонительной системы города – крепостных стен, валов и водяных рвов, - римляне, после повторного разрушения Арташата в 163 году, перенесли столицу Армении в Вагаршапат, который после признания христианства государственной религией (301г.) стал также и религиозным центром страны.
Вагаршапат неоднократно разрушался неприятелем, в частности он был сильно разрушен персидскими войсками в 364—369 годах. Однако подъем экономического благосостояния в длительные периоды между войнами способствовал оживлению строительства и возведению в городе крупных сооружений, сыгравших важную роль в развитии национального зодчества.
На территории Вагаршапата сохранились памятники различных исторических периодов Армении. Урартские стелы обнаружены в храмах Звартноца и Эчмиадзина, а в алтарной части последнего также остатки древнего очага языческого капища. К эпохе армянской эллинистической культуры относятся греческая и латинские эпиграфические надписи, высеченные на сохранившихся от надгробий камнях. Случайно находимые архитектурные фрагменты, например орнаментированный карниз в кладке основания церкви Рипсиме, свидетельствуют о высоком художественном уровне сооружений этого времени.
Из христианских храмов Вагаршапата главным был собор Эчмиадзин, с которым были согласованы в объемно-пространственном и художественном отношении разновременно возведенные на месте небольших маловыразительных часовен IV века церкви Гаяне, Рипсиме, Шогокат и другие. Расположенные относительно близко к собору Эчмиадзин, они воспринимаются как важные компоненты единого архитектурного ансамбля, видоизменявшегося с каждым вновь возводимым храмом. На фоне низкой жилой застройки особенно ощутима была величественность этих сооружений, их доминирующее значение в различных частях города.
Кафедральный собор Эчмиадзин («место сошествия единородного») - древнейший христианский храм Армении. Он возведен в 301-303 годах основоположником армяно-григорианского вероучения Григором Лусаворичем (Григорием Просветителем) рядом с царским дворцом, на месте разрушенной языческой базилики. Сложившийся вокруг собора монастырь - резиденция главы армянского духовенства католикоса.
Мнения ученых о первоначальномвиде собора Эчмиадзин несколько разноречивы. По гипотезе Т.Торама-няна, собор в начале IV века имел базиликальную форму, а после перестройки в конце V века его план стал прямоугольным, с вписанным в него четырех-апсидным крестом и прямоугольными приделами по углам; верх здания был пятиглавым. В VII веке апсиды были вынесены за пределы прямоугольника, что придало зданию и снаружи крестовокупольную форму.
Однако, основываясь на материале раскопок, А. Саинян установил, что базиликальная композиция первоначального храма была в 483 году изменена на крестообразную с центральным куполом. От базилики сохранились только мелкие разноцветные кубики в алтарной апсиде, остатки украшавшей ее мозаики из камня и смальты (часть с позолотой) и основания четырех пилонов, использованные для внутренних устоев центрально-купольного здания. Это был один из древнейших христианских храмов данного типа, сыгравший исключительно важную роль в формировании центрич-ных зданий раннехристианского периода Армении, уточняющий происхождение типов и классификацию их художественных форм.
Деревянный купол здания, по-видимому восьмигранный, составленный по типу деревянного перекрытия армянского народного жилища, как в церквах Вана -Хайкаванке и Норашене, в начале VII века был заменен каменным. Такая композиция собора сохранялась почти без изменения до настоящего времени.
Крестообразные в плане устои купола объединены между собой и со стенами арками, на которые опираются своды - крестовые в угловых и полуциркульные в средних секциях; апсиды завершены конхами. Расположение перекрытий на разных отметках создает нарастание объемных форм интерьера к центру здания, увенчанного куполом. Гармоническая соразмерность и четкость отдельных частей придают большую художественную выразительность интерьеру, выполненному в простых и ясных формах. Не менее четким был и внешний облик здания, претерпевший в XVII и последующих веках некоторые изменения.
К XVII веку относится, в частности, возведение нового, современного купола и трехъярусной колокольни (1б53-1б58 гг.), поставленной перед западным входом в собор. Декоративное убранство купола и, особенно, колокольни составляет разительный контраст с аскетичными формами древних частей собора. В соответствии с художественными вкусами эпохи они в изобилии покрыты орнаментальной резьбой. Здесь представлен не только геометрический, но и растительный орнамент, местами заполняющий большие поверхности. Колонки аркатуры барабана купола и нижних ярусов колокольни - витые. Символическое значение имеют изображения голов быков и змей. В углах щипцов фасадов колокольни помещены погрудные изображения священнослужителей, на сводчатых перекрытиях - шестикрылые серафимы, а в медальонах на тимпанах аркатуры купола - святые.
Шестиколонные ротонды на четырехстолпных основаниях, возведенные в начале XVIII века над северной, восточной и южной апсидами, придали собору пяти-купольное венчание. К 1720 году относится роспись интерьера, выполненная армянским художником Нагашем Овнатаном, которую восстановил и дополнил в 1782-1786 годах его внук - Овнатан Овнатанян (в 1955~ 1956 гг. росписи интерьера собора и колокольни обновлены группой советских художников под руководством Л.А.Дурново). Тематика росписи - разнообразный пышный растительный орнамент. Выполненная на алтарной стене в оранжево-красных, а в других местах в сине-лиловых тонах, эта роспись представляет собой выдающийся образец армянского искусства XVIII века. Овнатану Овнатаняну принадлежат также написанные на холсте картины на церковные сюжеты для собора Эчмиадзин (часть из них находится в картинной галерее в Ереване) - ранние произведения армянской живописи, уже свидетельствующие о проникновении в ее тематику реалистических черт.
В Эчмиадзин как резиденцию католикоса периодически поступали богатые дары в виде различной церковной утвари, ценных произведений прикладного искусства. Для их хранения в 1869 году с восточной стороны собора были пристроены три помещения, используемые в настоящее время под музей монастыря. Архитектурные элементы пристройки - парные окна с импостами, выступающими замковыми камнями и фронтонами, говорят о влиянии русского зодчества второй половины XIX века.
Среди экспонатов музея заслуживают внимание богатые церковные одеяния, вышитые золотом и жемчугом, набивные занавесы, вышитые покрывала, кресты, посохи, всевозможные ритуальные сосуды, выполненные из серебра, золота, слоновой кости и украшенные филигранью и драгоценными камнями. Большинство этих предметов относится к ХУП-Х1Х векам. Имеются художественные изделия и более раннего времени. Распятие из монастыря Авуцтар X века является одним из древнейших в Армении деревянных рельефов. Убедительно переданы пластика обнаженного тела, выразительность лиц, напряженность поз. По мнению Г.Овсепяна, наличие бусинок в орнаменте позволяет предполагать существование в Армении не дошедших до нас образцов металлических Распятий. Интерес представляют кресла католикосов XVII века, декорированные помимо инкрустации из перламутра и слоновой кости сложной геометрическо-растительной резьбой и литыми из металла головками и лапами львов. Имеются также редкие старинные монеты, различные реликвии и древние рукописи с заставками и миниатюрами.
Среди принадлежавших Эчмиадзину рукописей наибольшую ценность и мировую известность имеет так называемое «Эчмиадзинское евангелие» 989 года, находящееся ныне в Матенадаране (Научно-исследовательский институт древних рукописей АН АрмССР в Ереване, № 2374)? копия древнего оригинала, выполненная писцом Ованесом в монастыре Бхено Нораванк, летней резиденции сюникских епископов. Это памятник трех стилистически разных эпох. Концевые миниатюры VI-VII веков, отражающие влияние эллинизма, близки по тональности и пастозной технике к энкаустическим иконам V-VI веков, а по выразительности образов и исполнением типично армянских лиц - росписи интерьера церкви Степаноса в Лмбате (начало VII в.). В «Поклонении волхвов» золото в сочетании с густыми, звучными тонами создает выразительный колорит. Экспрессивны национальные типы лиц с крупными чертами и фиксирующими взгляд глазами.
Начальные миниатюры конца X века отличаются красочностью, изяществом и мягкостью орнамента, реалистичными изображениями птиц и растений. В хоранах -мраморные колонны с пышными капителями. Своеобразна трактовка Христа в юношеском возрасте и апостолов, изображенных в светлых одеждах. Монументальность и лаконичность стиля роднит эти миниатюры с росписями стен и рельефами церкви Креста (915~921 гг-) на острове Ахтамар.
Переплет из слоновой кости - высокохудожественное изделие византийских резчиков VI-VII веков - составлен из рельефных пластин с изображением евангельских сцен. Вверху - летящие ангелы, возносящие обрамленный венком крест, - тема, хорошо известная по византийским произведениям из Константинополя, Равенны и Александрии, а также по более ранним каменным рельефам Армении, например храма в Птгни VI века, и по более поздним хачкарам, например Амена-пркич в Ахпате 1273 года. Центр лицевой стороны занимает изображение Богоматери с младенцем; вокруг него - разные эпизоды из евангельской жизни.
Часть экспонатов музея Эчмиадзин выставлена на территории монастырского двора. Заслуживают внимание хачкары: один типа Аменапркич 1279 года, другой с кладбища Джуги (старой) XVII века, покрытые сложной растительной и геометрической орнаментацией, изображениями птиц и животных и различными сценами с фигурами людей и святых.
В пределах монастырского двора расположены здание католикосата, школа, зимняя и летняя трапезные, гостиница, «Трдатовы» ворота и др., возведенные в ХУИ-Х1Х веках на месте более ранних сооружений.
На восточной окраине при въезде в город Эчмиадзин, на небольшой возвышенности, стоит церковь Рипсиме – один из прекраснейших образцов армянского зодчества классического периода, своеобразный вариант центрально-купольной композиции, характерной только для христианских стран Закавказья. Ее выразительный силуэт уже издали четко вырисовывается на фоне изумрудно-зеленой равнины, завершаемой белоснежной вершиной горы Арарат.
Церковь Рипсиме, оконченная строительством в 618 году, - яркий пример сооружения, отличающегося единством объемно-пространственных и декоративных элементов, в котором центрально-купольная система доведена до совершенства. Объемные части интерьера подчинены вертикальной оси подкупольного пространства, что придает ему кристальную ясность, торжественную мону метальность.
В основе плана лежит квадрат с полукружиями апсид по сторонам. Углы средокрестия расширены трехчетвертными в плане помещениями, которые служат проходами в квадратные приделы, дополняющие план здания до прямоугольника, вытянутого с запада на восток, что достигнуто увеличением глубины соответствующих апсид. Покрывая значительную часть площади пола, купол подчиняет себе все внутреннее пространство церкви.
Возникновение трехчетвертных в плане проходов в приделы было продиктовано необходимостью распределить нагрузку от купола на большее число опор, которые для усиления прочности органически слиты с массивом стен. Здесь отчетливо выступает характерная для армянского зодчества ведущая конструктивная роль стены. Переход от квадратного основания плана к окружности барабана купола осуществлен посредством системы сложных больших ступенчатых и малыхтром-пов, создающих, определенную ритмичность перехода от основного объема помещения к завершающему его куполу. Усиливающие сферу купола гурты придают значительную импозантность верхней части интерьера. Интерьер церкви характерен своей лаконичностью: композиционное сочетание отдельных его элементов подчеркивает единство и центричность купольного здания.
Внешний облик церкви также четок. В отличие от своего предшественника - собора в Аване (589-609 гг.) - церковь Рипсиме ясно отражает внутреннее строение в своем внешнем монументальном и одновременно простом образе. Парные, глубокие, трапециевидные в плане, идущие по всей высоте фасадов ниши подчеркивают извне структуру плана здания.
Одновременно они облегчают каменный массив между апсидами и приделами. Ниши, завершенные тонкими карнизами, расчленяя стены, придают внешнему облику церкви пластический характер. Впервые примененные в церкви Рипсиме, наружные ниши вскоре стали характерной особенностью архитектуры Армении эпохи феодализма.
Соразмерен основной части здания шестнадцатигранный купол. Его величина и пропорции выявляют доминирующее значение подкупольного пространства в интерьере сооружения. Расположенные у основания купола круглые башенки не только конструктивно укрепляют слабые места купола, но и зрительно увязывают его многогранную форму с прямоугольным нижним объемом. Подчеркивая создаваемый фасадными нишами ритм вертикальных членений и облегчая здание кверху, башенки выявляют его масштабность. Гармоническая согласованность между собой отдельных частей придает церкви Рипсиме, несмотря на ее небольшие абсолютные размеры, монументальность и величественность.
Декоративное убранство здания предельно скромно и фактически ограничено несложными по профилю карнизами, розетками из концентрических кругов на внутренней поверхности купола, многолепестковыми узорами на малых тромпах и разнообразными по рисунку, в основном геометрической формы, декоративными мотивами оконных бровок.
Церковь Рипсиме принадлежит к числу выдающихся произведений армянской архитектуры. Ее тип неоднократно воспроизводился в сооружениях Закавказья. Простота и ясность замысла, лаконичность форм и пространственное строение интерьера оказали решающее влияние на последующее развитие армянского зодчества.
Позднее церковь претерпела некоторые изменения: в частности, не сохранились западный и южный входные портики, заложены боковые окна алтарной апсиды. В 1790 году была пристроена двухъярусная колокольня с восьмиколонной звонницей.
Из былого оборудования церкви представляют интерес инкрустированные перламутром престольные ворота 1741 года, свидетельствующие о высоком уровне прикладного искусства Армении XVIII века. Оригинальна композиция рисунка, составленного из обрамленных рамками переплетающихся ветвей со стилизованными листьями и различными плодами и цветами, расположенными вокруг включенного в круг равноконечного креста.
К иному архитектурному типу, разработанному также в эпоху раннего христианства в Армении, относится церковь Гаяне, построенная, по письменным данным, в 630 году. Это купольная базилика с восьмигранным барабаном на четырех внутренних столбах, делящих интерьер сооружения на три нефа. Полуциркульная апсида с двумя прямоугольными в плане приделами по сторонам вписана в четкий наружный абрис здания. Средние секции боковых нефов приподняты выше угловых и перекрыты сводами поперек здания, чем создан поперечный неф. Внешний облик сооружения имеет крестовокупольное завершение, выявленное на всех четырех фасадах большими щипцами.
Церкви Гаяне, как и подобным ей храмам в Одзуне, Багаване и других местах, присущи лаконичность архитектурных и конструктивных форм, их гармоническое единство. Безупречное выполнение гладких каменных поверхностей, арок, сводов и тромпов уже само по себе предопределяет художественную ценность сооружения. Интерьер и внешний облик церкви отличаются уравновешенностью объемно-пространственных форм, стройностью пропорций, подчеркивающих высотность сооружения. Этими же качествами обладают и архитектурные детали - обрамления дверей, окон, карнизы и полочки, слегка оживленные орнаментальной резьбой растительного характера.
В 1652 году церковь была капитально обновлена, а в 1683 году к ее западному фасаду пристроена галерея, место погребения видных деятелей армянской церкви. Галерея - пятипролетная; центральные три пролета с большими арочными проемами перекрыты куполами, крайние - несколько пониженной высоты, сводчатые, глухие, увенчанные изящными шестиколонными звонницами. Характерные для XVII века архитектурные особенности галереи не нарушают общего художественного облика церкви Гаяне.
Исключительную архитектурную ценность представляет комплекс сооружений Звартноца, возведенного в середине VII века вблизи Эчмиадзина.
Комплекс состоял из храма св. Григория, или Звартноц («бдящих сил», «небесных ангелов»), и дворца католикоса Нерсеса III, прозванного Строителем.
Звартноц, выстроенный как главный кафедральный собор Армении в 641-661 годах, должен был подавить своим величием собор Эчмиадзин, что продиктовало оригинальную архитектурную композицию здания, представляющего собой пример центрально-купольного храма, отличного по своей трактовке от аналогичных античных и византийских образцов. В основу плана Звартноца положена композиция центрального ядра крестовокупольных сооружений Армении предшествующих времен, то есть равноконечный крест. Однако этот крест гармонически вписан в окружность.
Архитектура Звартноца была рассчитана на то, чтобы воздействовать на зрителя своим необычайным художественным великолепием. Это определило размеры храма, его плановое и объемно-пространственное построение, конструктивное решение и характер архитектурно-художественного убранства, подчеркивавшие продольную и поперечные оси здания и его устремленность ввысь.
По свидетельству армянского историка конца X и начала XI века Степаноса Таронаци (Степаноса Таронского, прозванного Асохиком), Звартноц уже в X веке лежал в развалинах; причины его разрушения он не упоминает. Остатки Звартноца и в руинах представляют величественное зрелище. Сохранились только нижние части стен и отдельные фрагменты, почему первоначальный образ храма определяется исследователями по-разному. Наиболее известен проект реконструкции Т. Тораманяна.
Согласно этой реконструкции здание состояло из трех поставленных друг на друга уменьшающихся по диаметру и по высоте многогранников: нижний - 32-гранник, верхний - 1б-гранник, завершенный куполом с коническим покрытием. Центральная часть интерьера имела в плане форму тетраконха. В местах стыка апсид стояли мощные пилоны, поддерживавшие при помощи сферических парусов барабан купола. За пилонами по радиальной оси располагались колонны: на них и на вершины полукружий тетраконха опирались арки, служившие основанием для среднего многогранника. Тетраконх окружала двухэтажная галерея, огражденная с внешней стороны шедшей по окружности стеной, прорезанной часто расположенными окнами, а с внутренней - открытой аркадой апсид. Алтарная апсида была глухая. Тяжесть купола и среднего многогранника передавалась посредством арок и сводов двойной кривизны на мощные пилоны и колонны апсид.
Декоративное оформление храма Звартноц было выполнено по общераспространенному в армянском зодчестве V-VII веков принципу выявления основных архитектурных деталей: колонн, дверных и оконных проемов, карнизов, архивольтов. Богатой аркатурой были украшены внешние поверхности многогранников, особенно нижнего. Парные полуколонны завершались капителями с пальметтами и аканфами. В большинстве своем мотив скульптурной орнаментации, высеченной в высоком рельефе, был растительный (виноградная лоза, стилизованные листья, ветви граната с плодами и т.п.). Орнаментальные узоры ясны, выразительны, разнообразны, непринужденного ритма. Особенно выделялись оригинальные по композиции капители колонн интерьера в виде плетеной корзины с волютами и крестом или монограммой (с буквами, читаемыми как «Нерсес» и «Католикос») между ними и украшенные фигурами орлов с распростертыми крыльями, которые как бы поддерживали символизировавший небесный свод купол здания.
В антрвольтах внешней декоративной аркатуры нижнего многогранника помещались поясные изображения мужчин со строительными инструментами в руках. Одни исследователи усматривают в них портреты мастеров-строителей (возле одного, возможно главного, на архивольте высечено имя «Иоанн»), другие -ктиторов. Портреты отличаются реалистическим изображением человеческих лиц, одежды и индивидуальными чертами показанных в различных поворотах фигур.
Об исключительно богатом и своеобразном убранстве храма помимо рельефов свидетельствуют обнаруженные при раскопках алтарной части кусочки разноцветного мозаичного из смальты и туфа орнамента и фрагменты сохранившейся на остатках штукатурки росписей.
Архитектурно-художественная идея Звартноца до окончания его строительства была воплощена тем же Нерсесом III в первоначально центрическом храме в Ишхане, возведенном в 652-659 годах. Надо полагать, что зодчему Звартноца были известны близкие по идее сирийские и византийские архитектурные сооружения. Звартноц характеризуется своеобразной композицией, отличной от иноземных примеров. Сирия и Византия не имели сооружений подобного типа. Это подтверждается свидетельством армянского историка X века Мовсеса Каланкатваци о намерении византийского императора Константина, присутствовавшего на освящении еще не законченного строительством Звартноца в 652 году, украсить аналогичным сооружением свою столицу, что не было осуществлено из-за смерти зодчего по пути в Константинополь.
Звартноц - памятник, в котором нашли свое воплощение многовековые достижения армянских зодчих. По своему художественному образу, по дерзновенному размаху и конструктивной смелости построения пространственной системы, образованной сложным сочетанием арок и устоев, Звартноц является выдающимся памятником мировой архитектуры, свидетельствующим о высоком развитии художественной и инженерной мысли Армении VII века. Заложенная в нем архитектурная идея нашла в дальнейшем широкое распространение, развиваясь в новых формах и иных художественных композициях.
К юго-западу от храма находился дворец католикоса, также дошедший до нас в разрушенном виде. Он представлял собой комплекс капитально возведенных, регулярно спланированных парадных, жилых, вспомогательных и производственных помещений. Масштаб и архитектурно-художественные особенности дворца были согласованы с храмом.
Здание дворца состояло из двух расположенных под углом частей, разделенных между собой коридором. Западная часть включала небольшие помещения и два зала. Большой зал, летний, где происходили торжественные приемы и совещания, был разделен колоннами на три нефа и объединялся аркадой с разделительным коридором. Второй, несколько меньший, служивший трапезной, возможно и тронным залом, носил более интимный характер. Расположенные на его продольных стенах выступы сокращали пролет усиленного подпру-жными арками сводчатого перекрытия. В то же время между выступами получались арочные ниши, которые придавали художественное оформление интерьеру.
Восточная часть включала помещения жилого и хозяйственного назначения, в том числе кладовые и баню. Последняя состояла из двух отделений: большее предназначалось для рядовых, меньшее - для привилегированных посетителей. Оборудована баня была аналогично бане в Гарни. К южной стороне ее примыкала небольшая зального типа церковь V-VI веков, южнее которой находилась большая давильня для вина.
План дворца имеет форму почти квадрата. Небольшие размеры и верхнее освещение большинства помещений указывают на то, что здесь были деревянные перекрытия такого же типа, как в народном жилище Армении. Открытая галерея с аркадой на северной стороне восточной части и плоские кровли придавали строгому по композиции сооружению характер здания южного типа. Массивные арки аркады на крестообразных в плане устоях, скрывая дробность расположенных за галереей помещений, не только оформляли площадь перед дворцом, но и связывали его архитектуру с архитектурой храма. Дворец Нерсеса III был наиболее крупным из гражданских сооружений Армении VII века.
Церковь Шогокат - более поздний памятник архитектурного комплекса Эчмиадзина. Она возведена в 1694 году вблизи церкви Рипсиме, с ее западной стороны, на месте древнего сооружения, от которого заимствовала свои размеры и композицию типа купольного зала.
Интерьер здания отличался лаконичностью объемно-пространственных форм. Покоящийся на пристенных устоях высокий восьмигранный купол подчеркивает основную, наиболее освещенную часть помещения.
Довольно сдержанные по форме архитектурные детали и орнаментальное убранство усиливают четкость объемных масс здания.
Здесь нет открытых галерей, распространенных в XVII-XVIII веках. Расположенная с запада сводчатая галерея, построенная одновременно с церковью, представляет собой закрытое помещение, увенчанное в средней части шестиколонной ротондой-звонницей. Горизонтальное завершение галереи и ажурность низко поставленной невысокой звонницы способствуют зрительному нарастанию внешних объемов церкви от входа к вершине купола, усиливают впечатление ее большой высоты.
Вход решен в виде большого арочного проема, оформленного орнаментом. Орнаментом же украшены и окна и отдельные части западного фасада. В большинстве своем это геометрическая, местами мелкая плетенка в виде полосных обрамлений, розетки и хачкары. Эта орнаментация имеет много общего с аналогичной резьбой колоколен церкви Рипсиме и храма Эчмиадзина, что стилистически объединяет художественное убранство этих сооружений.
Художественную ценность представляют жилые дома Эчмиадзина XIX века. Они отличаются своеобразием планировки и внешнего облика. Ажурная резьба деревянных уличных балконов и дворовых галерей хранит память о замечательном искусстве народных мастеров. Тематика резьбы стилистически связана с орнаментальным убранством культовых сооружений Эчмиадзина XVII-XVIII веков.
Фотографии: А. Александрова, А. и В. Кочар, из фондов: Гос. исторического музея АН Арм. ССР
Эчмиадзин (до 1945 r. — Вагаршапат) основан царем Вагаршаком (117-140 гг.) на месте Вардкесавана, древнейшего поселения III—II веков до н.э. Учитывая мощность оборонительной системы города – крепостных стен, валов и водяных рвов, - римляне, после повторного разрушения Арташата в 163 году, перенесли столицу Армении в Вагаршапат, который после признания христианства государственной религией (301г.) стал также и религиозным центром страны.
Вагаршапат неоднократно разрушался неприятелем, в частности он был сильно разрушен персидскими войсками в 364—369 годах. Однако подъем экономического благосостояния в длительные периоды между войнами способствовал оживлению строительства и возведению в городе крупных сооружений, сыгравших важную роль в развитии национального зодчества.
На территории Вагаршапата сохранились памятники различных исторических периодов Армении. Урартские стелы обнаружены в храмах Звартноца и Эчмиадзина, а в алтарной части последнего также остатки древнего очага языческого капища. К эпохе армянской эллинистической культуры относятся греческая и латинские эпиграфические надписи, высеченные на сохранившихся от надгробий камнях. Случайно находимые архитектурные фрагменты, например орнаментированный карниз в кладке основания церкви Рипсиме, свидетельствуют о высоком художественном уровне сооружений этого времени.
Из христианских храмов Вагаршапата главным был собор Эчмиадзин, с которым были согласованы в объемно-пространственном и художественном отношении разновременно возведенные на месте небольших маловыразительных часовен IV века церкви Гаяне, Рипсиме, Шогокат и другие. Расположенные относительно близко к собору Эчмиадзин, они воспринимаются как важные компоненты единого архитектурного ансамбля, видоизменявшегося с каждым вновь возводимым храмом. На фоне низкой жилой застройки особенно ощутима была величественность этих сооружений, их доминирующее значение в различных частях города.
Кафедральный собор Эчмиадзин («место сошествия единородного») - древнейший христианский храм Армении. Он возведен в 301-303 годах основоположником армяно-григорианского вероучения Григором Лусаворичем (Григорием Просветителем) рядом с царским дворцом, на месте разрушенной языческой базилики. Сложившийся вокруг собора монастырь - резиденция главы армянского духовенства католикоса.
Мнения ученых о первоначальномвиде собора Эчмиадзин несколько разноречивы. По гипотезе Т.Торама-няна, собор в начале IV века имел базиликальную форму, а после перестройки в конце V века его план стал прямоугольным, с вписанным в него четырех-апсидным крестом и прямоугольными приделами по углам; верх здания был пятиглавым. В VII веке апсиды были вынесены за пределы прямоугольника, что придало зданию и снаружи крестовокупольную форму.
Однако, основываясь на материале раскопок, А. Саинян установил, что базиликальная композиция первоначального храма была в 483 году изменена на крестообразную с центральным куполом. От базилики сохранились только мелкие разноцветные кубики в алтарной апсиде, остатки украшавшей ее мозаики из камня и смальты (часть с позолотой) и основания четырех пилонов, использованные для внутренних устоев центрально-купольного здания. Это был один из древнейших христианских храмов данного типа, сыгравший исключительно важную роль в формировании центрич-ных зданий раннехристианского периода Армении, уточняющий происхождение типов и классификацию их художественных форм.
Деревянный купол здания, по-видимому восьмигранный, составленный по типу деревянного перекрытия армянского народного жилища, как в церквах Вана -Хайкаванке и Норашене, в начале VII века был заменен каменным. Такая композиция собора сохранялась почти без изменения до настоящего времени.
Крестообразные в плане устои купола объединены между собой и со стенами арками, на которые опираются своды - крестовые в угловых и полуциркульные в средних секциях; апсиды завершены конхами. Расположение перекрытий на разных отметках создает нарастание объемных форм интерьера к центру здания, увенчанного куполом. Гармоническая соразмерность и четкость отдельных частей придают большую художественную выразительность интерьеру, выполненному в простых и ясных формах. Не менее четким был и внешний облик здания, претерпевший в XVII и последующих веках некоторые изменения.
К XVII веку относится, в частности, возведение нового, современного купола и трехъярусной колокольни (1б53-1б58 гг.), поставленной перед западным входом в собор. Декоративное убранство купола и, особенно, колокольни составляет разительный контраст с аскетичными формами древних частей собора. В соответствии с художественными вкусами эпохи они в изобилии покрыты орнаментальной резьбой. Здесь представлен не только геометрический, но и растительный орнамент, местами заполняющий большие поверхности. Колонки аркатуры барабана купола и нижних ярусов колокольни - витые. Символическое значение имеют изображения голов быков и змей. В углах щипцов фасадов колокольни помещены погрудные изображения священнослужителей, на сводчатых перекрытиях - шестикрылые серафимы, а в медальонах на тимпанах аркатуры купола - святые.
Шестиколонные ротонды на четырехстолпных основаниях, возведенные в начале XVIII века над северной, восточной и южной апсидами, придали собору пяти-купольное венчание. К 1720 году относится роспись интерьера, выполненная армянским художником Нагашем Овнатаном, которую восстановил и дополнил в 1782-1786 годах его внук - Овнатан Овнатанян (в 1955~ 1956 гг. росписи интерьера собора и колокольни обновлены группой советских художников под руководством Л.А.Дурново). Тематика росписи - разнообразный пышный растительный орнамент. Выполненная на алтарной стене в оранжево-красных, а в других местах в сине-лиловых тонах, эта роспись представляет собой выдающийся образец армянского искусства XVIII века. Овнатану Овнатаняну принадлежат также написанные на холсте картины на церковные сюжеты для собора Эчмиадзин (часть из них находится в картинной галерее в Ереване) - ранние произведения армянской живописи, уже свидетельствующие о проникновении в ее тематику реалистических черт.
В Эчмиадзин как резиденцию католикоса периодически поступали богатые дары в виде различной церковной утвари, ценных произведений прикладного искусства. Для их хранения в 1869 году с восточной стороны собора были пристроены три помещения, используемые в настоящее время под музей монастыря. Архитектурные элементы пристройки - парные окна с импостами, выступающими замковыми камнями и фронтонами, говорят о влиянии русского зодчества второй половины XIX века.
Среди экспонатов музея заслуживают внимание богатые церковные одеяния, вышитые золотом и жемчугом, набивные занавесы, вышитые покрывала, кресты, посохи, всевозможные ритуальные сосуды, выполненные из серебра, золота, слоновой кости и украшенные филигранью и драгоценными камнями. Большинство этих предметов относится к ХУП-Х1Х векам. Имеются художественные изделия и более раннего времени. Распятие из монастыря Авуцтар X века является одним из древнейших в Армении деревянных рельефов. Убедительно переданы пластика обнаженного тела, выразительность лиц, напряженность поз. По мнению Г.Овсепяна, наличие бусинок в орнаменте позволяет предполагать существование в Армении не дошедших до нас образцов металлических Распятий. Интерес представляют кресла католикосов XVII века, декорированные помимо инкрустации из перламутра и слоновой кости сложной геометрическо-растительной резьбой и литыми из металла головками и лапами львов. Имеются также редкие старинные монеты, различные реликвии и древние рукописи с заставками и миниатюрами.
Среди принадлежавших Эчмиадзину рукописей наибольшую ценность и мировую известность имеет так называемое «Эчмиадзинское евангелие» 989 года, находящееся ныне в Матенадаране (Научно-исследовательский институт древних рукописей АН АрмССР в Ереване, № 2374)? копия древнего оригинала, выполненная писцом Ованесом в монастыре Бхено Нораванк, летней резиденции сюникских епископов. Это памятник трех стилистически разных эпох. Концевые миниатюры VI-VII веков, отражающие влияние эллинизма, близки по тональности и пастозной технике к энкаустическим иконам V-VI веков, а по выразительности образов и исполнением типично армянских лиц - росписи интерьера церкви Степаноса в Лмбате (начало VII в.). В «Поклонении волхвов» золото в сочетании с густыми, звучными тонами создает выразительный колорит. Экспрессивны национальные типы лиц с крупными чертами и фиксирующими взгляд глазами.
Начальные миниатюры конца X века отличаются красочностью, изяществом и мягкостью орнамента, реалистичными изображениями птиц и растений. В хоранах -мраморные колонны с пышными капителями. Своеобразна трактовка Христа в юношеском возрасте и апостолов, изображенных в светлых одеждах. Монументальность и лаконичность стиля роднит эти миниатюры с росписями стен и рельефами церкви Креста (915~921 гг-) на острове Ахтамар.
Переплет из слоновой кости - высокохудожественное изделие византийских резчиков VI-VII веков - составлен из рельефных пластин с изображением евангельских сцен. Вверху - летящие ангелы, возносящие обрамленный венком крест, - тема, хорошо известная по византийским произведениям из Константинополя, Равенны и Александрии, а также по более ранним каменным рельефам Армении, например храма в Птгни VI века, и по более поздним хачкарам, например Амена-пркич в Ахпате 1273 года. Центр лицевой стороны занимает изображение Богоматери с младенцем; вокруг него - разные эпизоды из евангельской жизни.
Часть экспонатов музея Эчмиадзин выставлена на территории монастырского двора. Заслуживают внимание хачкары: один типа Аменапркич 1279 года, другой с кладбища Джуги (старой) XVII века, покрытые сложной растительной и геометрической орнаментацией, изображениями птиц и животных и различными сценами с фигурами людей и святых.
В пределах монастырского двора расположены здание католикосата, школа, зимняя и летняя трапезные, гостиница, «Трдатовы» ворота и др., возведенные в ХУИ-Х1Х веках на месте более ранних сооружений.
На восточной окраине при въезде в город Эчмиадзин, на небольшой возвышенности, стоит церковь Рипсиме – один из прекраснейших образцов армянского зодчества классического периода, своеобразный вариант центрально-купольной композиции, характерной только для христианских стран Закавказья. Ее выразительный силуэт уже издали четко вырисовывается на фоне изумрудно-зеленой равнины, завершаемой белоснежной вершиной горы Арарат.
Церковь Рипсиме, оконченная строительством в 618 году, - яркий пример сооружения, отличающегося единством объемно-пространственных и декоративных элементов, в котором центрально-купольная система доведена до совершенства. Объемные части интерьера подчинены вертикальной оси подкупольного пространства, что придает ему кристальную ясность, торжественную мону метальность.
В основе плана лежит квадрат с полукружиями апсид по сторонам. Углы средокрестия расширены трехчетвертными в плане помещениями, которые служат проходами в квадратные приделы, дополняющие план здания до прямоугольника, вытянутого с запада на восток, что достигнуто увеличением глубины соответствующих апсид. Покрывая значительную часть площади пола, купол подчиняет себе все внутреннее пространство церкви.
Возникновение трехчетвертных в плане проходов в приделы было продиктовано необходимостью распределить нагрузку от купола на большее число опор, которые для усиления прочности органически слиты с массивом стен. Здесь отчетливо выступает характерная для армянского зодчества ведущая конструктивная роль стены. Переход от квадратного основания плана к окружности барабана купола осуществлен посредством системы сложных больших ступенчатых и малыхтром-пов, создающих, определенную ритмичность перехода от основного объема помещения к завершающему его куполу. Усиливающие сферу купола гурты придают значительную импозантность верхней части интерьера. Интерьер церкви характерен своей лаконичностью: композиционное сочетание отдельных его элементов подчеркивает единство и центричность купольного здания.
Внешний облик церкви также четок. В отличие от своего предшественника - собора в Аване (589-609 гг.) - церковь Рипсиме ясно отражает внутреннее строение в своем внешнем монументальном и одновременно простом образе. Парные, глубокие, трапециевидные в плане, идущие по всей высоте фасадов ниши подчеркивают извне структуру плана здания.
Одновременно они облегчают каменный массив между апсидами и приделами. Ниши, завершенные тонкими карнизами, расчленяя стены, придают внешнему облику церкви пластический характер. Впервые примененные в церкви Рипсиме, наружные ниши вскоре стали характерной особенностью архитектуры Армении эпохи феодализма.
Соразмерен основной части здания шестнадцатигранный купол. Его величина и пропорции выявляют доминирующее значение подкупольного пространства в интерьере сооружения. Расположенные у основания купола круглые башенки не только конструктивно укрепляют слабые места купола, но и зрительно увязывают его многогранную форму с прямоугольным нижним объемом. Подчеркивая создаваемый фасадными нишами ритм вертикальных членений и облегчая здание кверху, башенки выявляют его масштабность. Гармоническая согласованность между собой отдельных частей придает церкви Рипсиме, несмотря на ее небольшие абсолютные размеры, монументальность и величественность.
Декоративное убранство здания предельно скромно и фактически ограничено несложными по профилю карнизами, розетками из концентрических кругов на внутренней поверхности купола, многолепестковыми узорами на малых тромпах и разнообразными по рисунку, в основном геометрической формы, декоративными мотивами оконных бровок.
Церковь Рипсиме принадлежит к числу выдающихся произведений армянской архитектуры. Ее тип неоднократно воспроизводился в сооружениях Закавказья. Простота и ясность замысла, лаконичность форм и пространственное строение интерьера оказали решающее влияние на последующее развитие армянского зодчества.
Позднее церковь претерпела некоторые изменения: в частности, не сохранились западный и южный входные портики, заложены боковые окна алтарной апсиды. В 1790 году была пристроена двухъярусная колокольня с восьмиколонной звонницей.
Из былого оборудования церкви представляют интерес инкрустированные перламутром престольные ворота 1741 года, свидетельствующие о высоком уровне прикладного искусства Армении XVIII века. Оригинальна композиция рисунка, составленного из обрамленных рамками переплетающихся ветвей со стилизованными листьями и различными плодами и цветами, расположенными вокруг включенного в круг равноконечного креста.
К иному архитектурному типу, разработанному также в эпоху раннего христианства в Армении, относится церковь Гаяне, построенная, по письменным данным, в 630 году. Это купольная базилика с восьмигранным барабаном на четырех внутренних столбах, делящих интерьер сооружения на три нефа. Полуциркульная апсида с двумя прямоугольными в плане приделами по сторонам вписана в четкий наружный абрис здания. Средние секции боковых нефов приподняты выше угловых и перекрыты сводами поперек здания, чем создан поперечный неф. Внешний облик сооружения имеет крестовокупольное завершение, выявленное на всех четырех фасадах большими щипцами.
Церкви Гаяне, как и подобным ей храмам в Одзуне, Багаване и других местах, присущи лаконичность архитектурных и конструктивных форм, их гармоническое единство. Безупречное выполнение гладких каменных поверхностей, арок, сводов и тромпов уже само по себе предопределяет художественную ценность сооружения. Интерьер и внешний облик церкви отличаются уравновешенностью объемно-пространственных форм, стройностью пропорций, подчеркивающих высотность сооружения. Этими же качествами обладают и архитектурные детали - обрамления дверей, окон, карнизы и полочки, слегка оживленные орнаментальной резьбой растительного характера.
В 1652 году церковь была капитально обновлена, а в 1683 году к ее западному фасаду пристроена галерея, место погребения видных деятелей армянской церкви. Галерея - пятипролетная; центральные три пролета с большими арочными проемами перекрыты куполами, крайние - несколько пониженной высоты, сводчатые, глухие, увенчанные изящными шестиколонными звонницами. Характерные для XVII века архитектурные особенности галереи не нарушают общего художественного облика церкви Гаяне.
Исключительную архитектурную ценность представляет комплекс сооружений Звартноца, возведенного в середине VII века вблизи Эчмиадзина.
Комплекс состоял из храма св. Григория, или Звартноц («бдящих сил», «небесных ангелов»), и дворца католикоса Нерсеса III, прозванного Строителем.
Звартноц, выстроенный как главный кафедральный собор Армении в 641-661 годах, должен был подавить своим величием собор Эчмиадзин, что продиктовало оригинальную архитектурную композицию здания, представляющего собой пример центрально-купольного храма, отличного по своей трактовке от аналогичных античных и византийских образцов. В основу плана Звартноца положена композиция центрального ядра крестовокупольных сооружений Армении предшествующих времен, то есть равноконечный крест. Однако этот крест гармонически вписан в окружность.
Архитектура Звартноца была рассчитана на то, чтобы воздействовать на зрителя своим необычайным художественным великолепием. Это определило размеры храма, его плановое и объемно-пространственное построение, конструктивное решение и характер архитектурно-художественного убранства, подчеркивавшие продольную и поперечные оси здания и его устремленность ввысь.
По свидетельству армянского историка конца X и начала XI века Степаноса Таронаци (Степаноса Таронского, прозванного Асохиком), Звартноц уже в X веке лежал в развалинах; причины его разрушения он не упоминает. Остатки Звартноца и в руинах представляют величественное зрелище. Сохранились только нижние части стен и отдельные фрагменты, почему первоначальный образ храма определяется исследователями по-разному. Наиболее известен проект реконструкции Т. Тораманяна.
Согласно этой реконструкции здание состояло из трех поставленных друг на друга уменьшающихся по диаметру и по высоте многогранников: нижний - 32-гранник, верхний - 1б-гранник, завершенный куполом с коническим покрытием. Центральная часть интерьера имела в плане форму тетраконха. В местах стыка апсид стояли мощные пилоны, поддерживавшие при помощи сферических парусов барабан купола. За пилонами по радиальной оси располагались колонны: на них и на вершины полукружий тетраконха опирались арки, служившие основанием для среднего многогранника. Тетраконх окружала двухэтажная галерея, огражденная с внешней стороны шедшей по окружности стеной, прорезанной часто расположенными окнами, а с внутренней - открытой аркадой апсид. Алтарная апсида была глухая. Тяжесть купола и среднего многогранника передавалась посредством арок и сводов двойной кривизны на мощные пилоны и колонны апсид.
Декоративное оформление храма Звартноц было выполнено по общераспространенному в армянском зодчестве V-VII веков принципу выявления основных архитектурных деталей: колонн, дверных и оконных проемов, карнизов, архивольтов. Богатой аркатурой были украшены внешние поверхности многогранников, особенно нижнего. Парные полуколонны завершались капителями с пальметтами и аканфами. В большинстве своем мотив скульптурной орнаментации, высеченной в высоком рельефе, был растительный (виноградная лоза, стилизованные листья, ветви граната с плодами и т.п.). Орнаментальные узоры ясны, выразительны, разнообразны, непринужденного ритма. Особенно выделялись оригинальные по композиции капители колонн интерьера в виде плетеной корзины с волютами и крестом или монограммой (с буквами, читаемыми как «Нерсес» и «Католикос») между ними и украшенные фигурами орлов с распростертыми крыльями, которые как бы поддерживали символизировавший небесный свод купол здания.
В антрвольтах внешней декоративной аркатуры нижнего многогранника помещались поясные изображения мужчин со строительными инструментами в руках. Одни исследователи усматривают в них портреты мастеров-строителей (возле одного, возможно главного, на архивольте высечено имя «Иоанн»), другие -ктиторов. Портреты отличаются реалистическим изображением человеческих лиц, одежды и индивидуальными чертами показанных в различных поворотах фигур.
Об исключительно богатом и своеобразном убранстве храма помимо рельефов свидетельствуют обнаруженные при раскопках алтарной части кусочки разноцветного мозаичного из смальты и туфа орнамента и фрагменты сохранившейся на остатках штукатурки росписей.
Архитектурно-художественная идея Звартноца до окончания его строительства была воплощена тем же Нерсесом III в первоначально центрическом храме в Ишхане, возведенном в 652-659 годах. Надо полагать, что зодчему Звартноца были известны близкие по идее сирийские и византийские архитектурные сооружения. Звартноц характеризуется своеобразной композицией, отличной от иноземных примеров. Сирия и Византия не имели сооружений подобного типа. Это подтверждается свидетельством армянского историка X века Мовсеса Каланкатваци о намерении византийского императора Константина, присутствовавшего на освящении еще не законченного строительством Звартноца в 652 году, украсить аналогичным сооружением свою столицу, что не было осуществлено из-за смерти зодчего по пути в Константинополь.
Звартноц - памятник, в котором нашли свое воплощение многовековые достижения армянских зодчих. По своему художественному образу, по дерзновенному размаху и конструктивной смелости построения пространственной системы, образованной сложным сочетанием арок и устоев, Звартноц является выдающимся памятником мировой архитектуры, свидетельствующим о высоком развитии художественной и инженерной мысли Армении VII века. Заложенная в нем архитектурная идея нашла в дальнейшем широкое распространение, развиваясь в новых формах и иных художественных композициях.
К юго-западу от храма находился дворец католикоса, также дошедший до нас в разрушенном виде. Он представлял собой комплекс капитально возведенных, регулярно спланированных парадных, жилых, вспомогательных и производственных помещений. Масштаб и архитектурно-художественные особенности дворца были согласованы с храмом.
Здание дворца состояло из двух расположенных под углом частей, разделенных между собой коридором. Западная часть включала небольшие помещения и два зала. Большой зал, летний, где происходили торжественные приемы и совещания, был разделен колоннами на три нефа и объединялся аркадой с разделительным коридором. Второй, несколько меньший, служивший трапезной, возможно и тронным залом, носил более интимный характер. Расположенные на его продольных стенах выступы сокращали пролет усиленного подпру-жными арками сводчатого перекрытия. В то же время между выступами получались арочные ниши, которые придавали художественное оформление интерьеру.
Восточная часть включала помещения жилого и хозяйственного назначения, в том числе кладовые и баню. Последняя состояла из двух отделений: большее предназначалось для рядовых, меньшее - для привилегированных посетителей. Оборудована баня была аналогично бане в Гарни. К южной стороне ее примыкала небольшая зального типа церковь V-VI веков, южнее которой находилась большая давильня для вина.
План дворца имеет форму почти квадрата. Небольшие размеры и верхнее освещение большинства помещений указывают на то, что здесь были деревянные перекрытия такого же типа, как в народном жилище Армении. Открытая галерея с аркадой на северной стороне восточной части и плоские кровли придавали строгому по композиции сооружению характер здания южного типа. Массивные арки аркады на крестообразных в плане устоях, скрывая дробность расположенных за галереей помещений, не только оформляли площадь перед дворцом, но и связывали его архитектуру с архитектурой храма. Дворец Нерсеса III был наиболее крупным из гражданских сооружений Армении VII века.
Церковь Шогокат - более поздний памятник архитектурного комплекса Эчмиадзина. Она возведена в 1694 году вблизи церкви Рипсиме, с ее западной стороны, на месте древнего сооружения, от которого заимствовала свои размеры и композицию типа купольного зала.
Интерьер здания отличался лаконичностью объемно-пространственных форм. Покоящийся на пристенных устоях высокий восьмигранный купол подчеркивает основную, наиболее освещенную часть помещения.
Довольно сдержанные по форме архитектурные детали и орнаментальное убранство усиливают четкость объемных масс здания.
Здесь нет открытых галерей, распространенных в XVII-XVIII веках. Расположенная с запада сводчатая галерея, построенная одновременно с церковью, представляет собой закрытое помещение, увенчанное в средней части шестиколонной ротондой-звонницей. Горизонтальное завершение галереи и ажурность низко поставленной невысокой звонницы способствуют зрительному нарастанию внешних объемов церкви от входа к вершине купола, усиливают впечатление ее большой высоты.
Вход решен в виде большого арочного проема, оформленного орнаментом. Орнаментом же украшены и окна и отдельные части западного фасада. В большинстве своем это геометрическая, местами мелкая плетенка в виде полосных обрамлений, розетки и хачкары. Эта орнаментация имеет много общего с аналогичной резьбой колоколен церкви Рипсиме и храма Эчмиадзина, что стилистически объединяет художественное убранство этих сооружений.
Художественную ценность представляют жилые дома Эчмиадзина XIX века. Они отличаются своеобразием планировки и внешнего облика. Ажурная резьба деревянных уличных балконов и дворовых галерей хранит память о замечательном искусстве народных мастеров. Тематика резьбы стилистически связана с орнаментальным убранством культовых сооружений Эчмиадзина XVII-XVIII веков.
Комментариев нет:
Отправить комментарий