Вступление Тороса Рослина в армянское книжное искусство, в частности в миниатюру Киликии XIII века, было ознаменовано новым эстетическим восприятием мира и новыми идеями. Вобрав в себя многовековый художественный опыт армянского народа, Торос Рослин открыл новые горизонты и творческие возможности для последующих поколений миниатюристов.
В мире духовных ценностей, созданных Рослином, мы встречаем неведомые до него настроения, по-новому интерпретированные древние традиции, новые темы и иконографические типы.
Предметом внимания художника является человек, его беспокойная натура. Внешне безмятежные образы Рослина отражают внутреннюю тревогу средневекового человека, его духовный мир, незаметные с первого взгляда перепады его души.
Индивидуализация человеческих ликов является одним из наиболее значительных рослиновских нововведений. Лишь со второй половины XIII века в средневековом искусстве появляется не идеализированное, а вполне конкретное изображение человека. В этом смысле прославленный мастер стоит в ряду наиболее передовых художников своего времени. Основные особенности стиля Тороса Рослина восходят к художественным истокам XI и XII веков.
Весьма скудны данные о биографии Тороса Рослина. Годы рождения и смерти художника неизвестны, знаем лишь, что сохранившаяся первая подписанная им рукопись скопирована и иллюстрирована в 1256, а последняя — в 1267—68 годах. От талантливого мастера дошли до нас семь роскошно оформленных кодексов, которые хранятся в Ереване, Иерусалиме и Балтиморе (США). Кроме этих сокровищ, его кисти приписываются две неподписанные рукописи и один фрагмент.
Все эти книги украшены художником в Ромкле (Киликия), что дает основание полагать, что его деятельность протекала в этом центре.
Исходя из общностей миниатюр Рослина с миниатюрами художников Киракоса и Ованнеса, работавших в первой половине XIII века в Ромкле, предполагают, что они были учителями Тороса Рослина.
Торосу Рослину покровительствовали и заказывали рукописи армянский царь Левон III (1270—1289 гг.) и католикос Костандин Бардзрбердци (1221 — 1267 гг.).
Время не оставило нам имен учеников Рослина, которые помогали ему при оформлении книг.
Каждая из рослиновских реликвий имеет свою одиссею, историю тяжких испытаний. Памятные записи (ишатакараны) рукописей рассказывают о бесконечных их хищениях, о выкупах, новых пленениях, о скитаниях по свету и их спасении.
За долгие века в рукописях Рослина появились задней поздних владельцев, призывающих чтить эти древние книги и молящих с благоговением относиться к ним.
Сквозь круговерть столетий прошли рукописи Рослина, и с прежней силой пленяют они своими миниатюрами человека XX века, славя армянское искусство и творца этих шедевров.
ЛЕВОН ЧУГАСЗЯН
В мире духовных ценностей, созданных Рослином, мы встречаем неведомые до него настроения, по-новому интерпретированные древние традиции, новые темы и иконографические типы.
Предметом внимания художника является человек, его беспокойная натура. Внешне безмятежные образы Рослина отражают внутреннюю тревогу средневекового человека, его духовный мир, незаметные с первого взгляда перепады его души.
Индивидуализация человеческих ликов является одним из наиболее значительных рослиновских нововведений. Лишь со второй половины XIII века в средневековом искусстве появляется не идеализированное, а вполне конкретное изображение человека. В этом смысле прославленный мастер стоит в ряду наиболее передовых художников своего времени. Основные особенности стиля Тороса Рослина восходят к художественным истокам XI и XII веков.
Весьма скудны данные о биографии Тороса Рослина. Годы рождения и смерти художника неизвестны, знаем лишь, что сохранившаяся первая подписанная им рукопись скопирована и иллюстрирована в 1256, а последняя — в 1267—68 годах. От талантливого мастера дошли до нас семь роскошно оформленных кодексов, которые хранятся в Ереване, Иерусалиме и Балтиморе (США). Кроме этих сокровищ, его кисти приписываются две неподписанные рукописи и один фрагмент.
Все эти книги украшены художником в Ромкле (Киликия), что дает основание полагать, что его деятельность протекала в этом центре.
Исходя из общностей миниатюр Рослина с миниатюрами художников Киракоса и Ованнеса, работавших в первой половине XIII века в Ромкле, предполагают, что они были учителями Тороса Рослина.
Торосу Рослину покровительствовали и заказывали рукописи армянский царь Левон III (1270—1289 гг.) и католикос Костандин Бардзрбердци (1221 — 1267 гг.).
Время не оставило нам имен учеников Рослина, которые помогали ему при оформлении книг.
Каждая из рослиновских реликвий имеет свою одиссею, историю тяжких испытаний. Памятные записи (ишатакараны) рукописей рассказывают о бесконечных их хищениях, о выкупах, новых пленениях, о скитаниях по свету и их спасении.
За долгие века в рукописях Рослина появились задней поздних владельцев, призывающих чтить эти древние книги и молящих с благоговением относиться к ним.
Сквозь круговерть столетий прошли рукописи Рослина, и с прежней силой пленяют они своими миниатюрами человека XX века, славя армянское искусство и творца этих шедевров.
ЛЕВОН ЧУГАСЗЯН
Комментариев нет:
Отправить комментарий