Крепость Гарни воздвигнута в одноименном селении Абовянского района. Это было мощное укрепление, хорошо известное по летописным источникам (Корнелий Тацит, Мовсес Хоренаци и другие). В сооружениях Гарни своеобразно сочетаются элементы эллинистической и национальной культуры, наглядно свидетельствующие как об античных влияниях, так и о самобытных строительных традициях армянского народа. Художественные достоинства и уникальность памятников ставят Гарни в число выдающихся произведений мирового значения.
Сооружения крепости Гарни удачно вписаны в окружающую природу. Крепость расположена в живописной горной местности, откуда открывается широкий вид на необозримые пространства фруктовых садов, полей и горных склонов, покрытых пестрыми коврами разноцветных трав, на причудливые крутые каменные обрывы каньона реки Азат.
В стратегическом отношении местоположение Гарни также было выбрано чрезвычайно удачно. Еще в древнейшие времена здесь существовала циклопическая крепость - бердшен (III тысячелетие до н.э.). Согласно найденной на территории Гарни клинописи, крепость эта была завоевана в первой половине VIII века до н.э. урартским царем Аргишти I. В эпоху армянских правителей из династии Ервандидов, Арташесидов и Ар-шакидов (с III в. до н.э. по IV в. н.э.) Гарни служила резиденцией царей и местом пребывания их войск.
Крепость Гарни занимает господствующий над прилегающей местностью треугольный мыс, огибаемый рекой с двух сторон. Глубокое ущелье и отвесные склоны служат естественным неприступным рубежом, поэтому крепостная стена возведена только со стороны равнины. Она построена из крупных базальтовых квадров, уложенных плашмя насухо и скрепленных железными скобами, залитыми свинцом. Ритмично расставленные прямоугольные в плане башни и повышавшая эффективность флангового обстрела вогнутая форма наиболее уязвимой для неприятеля середины северной стены значительно усиливали обороноспособность крепости и одновременно обогащали ее архитектурно-художественный облик.
Дворцовый комплекс включал несколько отдельно расположенных зданий: храм, парадный и колонный залы, жилой корпус, баню и др. Они размещались вокруг обширной главной площади крепости, в ее южной, удаленной от входных ворот части, где образовывали своеобразный ансамбль. В северной части, очевидно, находились помещения обслуживающего персонала, царской охраны и гарнизона.
Вершину мыса занимал храм, обращенный на площадь главным, северным фасадом. Храм - художественный центр комплекса, расположен на главной оси, проходящей через ворота крепости.
Храм был построен во второй половине I века н. э. и посвящен языческому божеству, возможно, богу солнца Митре, фигура которого стояла в глубине святилища - наоса. После провозглашения в Армении в зо! году христианства государственной религией, вероятно, храм использовался как летнее помещение для царей, именуемое в летописи «домом прохлады».
По стилю храм, представляющий собой шестиколонный периптер, близок к аналогичным памятникам Малой Азии (Термес, Сагала, Пергам), Сирии (Баальбек) и Рима. В основном он выполнен в эллинистических архитектурных формах, однако в нем нашли отражение и местные традиции. Следует отметить, что тип прямоугольного в плане культового здания с колоннами и фронтоном был известен на территории Армянского нагорья еще в эпоху урартов; таким, например, был храм в Мусасире (IХ-VIII вв. до н. э.), изображение которого сохранилось на древнеассирийском рельефе. Не исключена возможность влияния этого типа на общую композицию как языческих храмов Армении вообще, так и храма в Гарни и, в особенности, на прорисовку некоторых деталей и декоративного убранства.
Храм стоит на высоком подиуме с двухступенным основанием и окружен 24 колоннами ионического типа. На подиум ведет широкая лестница с девятью ступенями. Торцы стенок лестницы украшены идентично расположенными относительно главной оси здания барельефами с изображениями коленопреклоненных атлантов с воздетыми руками, которые как бы поддерживали стоявшие выше светильники. Подобный скульптурный мотив известен по более поздним памятникам восточноримских провинций, например Ниха в Сирии (II в. н.э.). Перед прямоугольным, с каменным перекрытием, наосом - неглубокий пронаос с антами и входом, обрамленным наличником. Малые размеры святилища свидетельствуют о том, что в нем находилась только статуя божества, а культовое действие производилось в пронаосе.
Базы колонн храма по своим формам близки к аттическим, стволы - гладкие, ионические капители с сочно прорисованными, скорее лепными, чем высеченными в камне, волютами и иониками, украшены лиственным орнаментом, различным во всех колоннах, что характерно для памятников Армении. Интересна форма угловых капителей: в них, в отличие от рядовых, волюты смежных лицевых сторон повернуты под прямым углом, более изящен по композиции растительный орнамент боковых сторон.
Богато орнаментированный антаблемент отличается значительным выносом верхней части архитрава и фриза. Подобный прием встречается также позднее в памятниках Сирии (II в.) и Италии (IV в.). Однако, в отличие от этих произведений эллинистического искусства, орнаментация антаблемента храма Гарни более разнообразна. На фризе изображены ветви аканта, которые даны в сочетании с различными по форме и рисунку цветами и розетками. Помимо аканта здесь и листья лавра, дуба, характерные для Востока виноград, гранат и другие растительные мотивы.
Гусек карниза украшен ложными водосливами, оформленными в виде львиных голов с оскаленной пастью, изображения которых наряду с изображениями быков часто встречались в урартской стенописи, на предметах вооружения и печатях. Контрастируя с покрывающим гусек лиственным орнаментом невысокого плоского рельефа, они создавали связанный с колоннами ритм венчающих деталей боковых фасадов.
Фронтон был гладким. Софиты архитрава, потолки портика и обхода храма украшали растительные орнаменты, восьмиугольные и ромбовидные орнаментированные кессоны. Резьба по твердому базальту, а не по характерному для римского зодчества мягкому мрамору, свидетельствует о работе мастеров-армян, возводивших сооружения в городах этой эпохи - Армавире, Ервандашате, Вагаршапате и др. Их участие видно в разнообразии орнаментальных мотивов, наличии образцов местной флоры в орнаментике и плоскостной резьбе.
Пропорции храма несколько отличны от пропорций античных сооружений. Композиция храма была рассчитана на контрастное сопоставление горизонтальных членений подиума и антаблемента с вертикалями колонн, четко обрисовывавшихся на фоне неба. Храм воспринимается со многих дальних и близких точек зрения.
Другим значительным по художественному достоинству и размерам сооружением (около 15x40м) был двухэтажный дворец, находившийся к западу от храма. Его южная часть - парадный зал (9,65 х 19,92 м) представлял собой вытянутое помещение, перекрытие нижнего этажа которого опиралось на восемь квадратных столбов, расположенных на продольной оси. Стены членились поставленными по осям столбов пилястрами, между которыми находились ниши.
Аналогичную композицию имело и прямоугольное в плане помещение у северо-восточной крепостной стены, датируемое III-IV веками. Его деревянное перекрытие, как и в колонном зале города-крепости Багинети близ г. Мцхета (Грузия), опиралось на внутренние деревянные столбы с каменными базами и, возможно, деревянными резными капителями. По-видимому, продольная сторона этого архитектурно богато оформленного помещения имела широкие проемы, позволявшие любоваться панорамой зеленого ущелья реки Азат, живописными склонами далеких гор.
Северная часть дворца была жилой. Судя по сохранившимся фрагментам, композиция выходящего на площадь фасада этой части имела ризалиты. Помещения нижнего, подвального этажа были хозяйственного назначения; в частности, здесь размещалась винодельня. В одной из комнат сохранились следы темно-красной окраски штукатурки; это дает основание предполагать существование богатого убранства жилых и парадных покоев дворца.
С северной стороны площади, под углом к жилому корпусу, расположено здание бани. Сооруженное в III веке, оно включало не менее пяти помещений различного назначения, из которых четыре имели по торцам апсиды. Первая с востока апсидальная комната служила раздевальней, вторая - купальней с холодной, третья - с теплой и четвертая - с горячей водой. Здесь был резервуар для воды с топочным отделением в подвале. Полы из обожженных кирпичей, покрытых слоем полированного стука, опирались на круглые столбы и обогревались снизу горячим воздухом с дымом, поступавшим в подполье из топки.
Представление об убранстве интерьера дают уцелевшие в некоторых помещениях фрагменты двуслойной штукатурки: нижний - белого и верхний - светло-розового цветов, а также полы с остатками каменной мозаики пятнадцати оттенков. Особенно интересна мягкая по колориту мозаика пола раздевальни, датируемая III-IV веками, выдающийся образец монументальной живописи в центре Армении. Сюжет мозаики (площадь 2,91 х ЗД4 м) заимствован из греческой мифологии.
На светло-зеленом фоне - море, выложены изображения богов Океана и Моря в окружении рыб, нереид, ихтиокентавров. По периметру мозаики проходит широкая полоса розового цвета. Тональные переходы поверхности воды создают впечатление движения волн. Греческие надписи знакомят с названиями божеств и нереид, мастерски выполненных со знанием анатомических построений фигур. Своеобразна трактовка человеческих фигур, изображенных с лицами восточного типа. Интересна греческая надпись над головами богов: «Потрудитесь, ничего не получив».
Баня Гарни по своей композиции, наличию помещений с различной температурой и отоплением системы гипокауст имеет много общего с античными банями Сирии и Малой Азии, особенно с банями в Мцхе-та - Армази (II-III вв.) в Грузии, в Дура-Европос и в Антиохии на Оронте (III в.).
На территории крепости обнаружены фрагменты различных произведений искусства, среди которых особого внимания заслуживает мраморный торс, по-видимому мужской фигуры в античном одеянии. Пропорции тела гармонично соразмерны; хорошо переданы складки перехваченной поясом ниспадающей туники, облегающей спокойно стоящую фигуру, которая имеет много общего с найденной в Арташате женской фигуркой из мрамора, датируемой концом II - началом I века до н.э.
Сохранилось также большое количество прекрасно выполненных деталей: базы колонн, фрагменты пилястр, обрамления окон и дверей, камни карнизов и др., принадлежавшие, без сомнения, различным монументальным зданиям. Судя по сохранившимся остаткам, одним из них был четырехапсидный христианский храм VII века, построенный на месте руин парадного зала дворца. Многочисленные сооружения на территории прилегающего к крепости поселения и обнаруженные изделия ремесленного производства подтверждают высокий уровень христианского искусства, процветавшего здесь в 1У-ХУН веках.
Памятники Гарни свидетельствуют, что хотя архитектура Армении и находилась в связи с зодчеством эллинистических стран, тем не менее она имела свои отличительные черты.
О. Х. Халпахчян – Архитектурные ансамбли Армении
Фотографии: А. Александрова, А. и В. Кочар, из фондов: Гос. исторического музея АН Арм. ССР
Сооружения крепости Гарни удачно вписаны в окружающую природу. Крепость расположена в живописной горной местности, откуда открывается широкий вид на необозримые пространства фруктовых садов, полей и горных склонов, покрытых пестрыми коврами разноцветных трав, на причудливые крутые каменные обрывы каньона реки Азат.
В стратегическом отношении местоположение Гарни также было выбрано чрезвычайно удачно. Еще в древнейшие времена здесь существовала циклопическая крепость - бердшен (III тысячелетие до н.э.). Согласно найденной на территории Гарни клинописи, крепость эта была завоевана в первой половине VIII века до н.э. урартским царем Аргишти I. В эпоху армянских правителей из династии Ервандидов, Арташесидов и Ар-шакидов (с III в. до н.э. по IV в. н.э.) Гарни служила резиденцией царей и местом пребывания их войск.
Крепость Гарни занимает господствующий над прилегающей местностью треугольный мыс, огибаемый рекой с двух сторон. Глубокое ущелье и отвесные склоны служат естественным неприступным рубежом, поэтому крепостная стена возведена только со стороны равнины. Она построена из крупных базальтовых квадров, уложенных плашмя насухо и скрепленных железными скобами, залитыми свинцом. Ритмично расставленные прямоугольные в плане башни и повышавшая эффективность флангового обстрела вогнутая форма наиболее уязвимой для неприятеля середины северной стены значительно усиливали обороноспособность крепости и одновременно обогащали ее архитектурно-художественный облик.
Дворцовый комплекс включал несколько отдельно расположенных зданий: храм, парадный и колонный залы, жилой корпус, баню и др. Они размещались вокруг обширной главной площади крепости, в ее южной, удаленной от входных ворот части, где образовывали своеобразный ансамбль. В северной части, очевидно, находились помещения обслуживающего персонала, царской охраны и гарнизона.
Вершину мыса занимал храм, обращенный на площадь главным, северным фасадом. Храм - художественный центр комплекса, расположен на главной оси, проходящей через ворота крепости.
Храм был построен во второй половине I века н. э. и посвящен языческому божеству, возможно, богу солнца Митре, фигура которого стояла в глубине святилища - наоса. После провозглашения в Армении в зо! году христианства государственной религией, вероятно, храм использовался как летнее помещение для царей, именуемое в летописи «домом прохлады».
По стилю храм, представляющий собой шестиколонный периптер, близок к аналогичным памятникам Малой Азии (Термес, Сагала, Пергам), Сирии (Баальбек) и Рима. В основном он выполнен в эллинистических архитектурных формах, однако в нем нашли отражение и местные традиции. Следует отметить, что тип прямоугольного в плане культового здания с колоннами и фронтоном был известен на территории Армянского нагорья еще в эпоху урартов; таким, например, был храм в Мусасире (IХ-VIII вв. до н. э.), изображение которого сохранилось на древнеассирийском рельефе. Не исключена возможность влияния этого типа на общую композицию как языческих храмов Армении вообще, так и храма в Гарни и, в особенности, на прорисовку некоторых деталей и декоративного убранства.
Храм стоит на высоком подиуме с двухступенным основанием и окружен 24 колоннами ионического типа. На подиум ведет широкая лестница с девятью ступенями. Торцы стенок лестницы украшены идентично расположенными относительно главной оси здания барельефами с изображениями коленопреклоненных атлантов с воздетыми руками, которые как бы поддерживали стоявшие выше светильники. Подобный скульптурный мотив известен по более поздним памятникам восточноримских провинций, например Ниха в Сирии (II в. н.э.). Перед прямоугольным, с каменным перекрытием, наосом - неглубокий пронаос с антами и входом, обрамленным наличником. Малые размеры святилища свидетельствуют о том, что в нем находилась только статуя божества, а культовое действие производилось в пронаосе.
Базы колонн храма по своим формам близки к аттическим, стволы - гладкие, ионические капители с сочно прорисованными, скорее лепными, чем высеченными в камне, волютами и иониками, украшены лиственным орнаментом, различным во всех колоннах, что характерно для памятников Армении. Интересна форма угловых капителей: в них, в отличие от рядовых, волюты смежных лицевых сторон повернуты под прямым углом, более изящен по композиции растительный орнамент боковых сторон.
Богато орнаментированный антаблемент отличается значительным выносом верхней части архитрава и фриза. Подобный прием встречается также позднее в памятниках Сирии (II в.) и Италии (IV в.). Однако, в отличие от этих произведений эллинистического искусства, орнаментация антаблемента храма Гарни более разнообразна. На фризе изображены ветви аканта, которые даны в сочетании с различными по форме и рисунку цветами и розетками. Помимо аканта здесь и листья лавра, дуба, характерные для Востока виноград, гранат и другие растительные мотивы.
Гусек карниза украшен ложными водосливами, оформленными в виде львиных голов с оскаленной пастью, изображения которых наряду с изображениями быков часто встречались в урартской стенописи, на предметах вооружения и печатях. Контрастируя с покрывающим гусек лиственным орнаментом невысокого плоского рельефа, они создавали связанный с колоннами ритм венчающих деталей боковых фасадов.
Фронтон был гладким. Софиты архитрава, потолки портика и обхода храма украшали растительные орнаменты, восьмиугольные и ромбовидные орнаментированные кессоны. Резьба по твердому базальту, а не по характерному для римского зодчества мягкому мрамору, свидетельствует о работе мастеров-армян, возводивших сооружения в городах этой эпохи - Армавире, Ервандашате, Вагаршапате и др. Их участие видно в разнообразии орнаментальных мотивов, наличии образцов местной флоры в орнаментике и плоскостной резьбе.
Пропорции храма несколько отличны от пропорций античных сооружений. Композиция храма была рассчитана на контрастное сопоставление горизонтальных членений подиума и антаблемента с вертикалями колонн, четко обрисовывавшихся на фоне неба. Храм воспринимается со многих дальних и близких точек зрения.
Другим значительным по художественному достоинству и размерам сооружением (около 15x40м) был двухэтажный дворец, находившийся к западу от храма. Его южная часть - парадный зал (9,65 х 19,92 м) представлял собой вытянутое помещение, перекрытие нижнего этажа которого опиралось на восемь квадратных столбов, расположенных на продольной оси. Стены членились поставленными по осям столбов пилястрами, между которыми находились ниши.
Аналогичную композицию имело и прямоугольное в плане помещение у северо-восточной крепостной стены, датируемое III-IV веками. Его деревянное перекрытие, как и в колонном зале города-крепости Багинети близ г. Мцхета (Грузия), опиралось на внутренние деревянные столбы с каменными базами и, возможно, деревянными резными капителями. По-видимому, продольная сторона этого архитектурно богато оформленного помещения имела широкие проемы, позволявшие любоваться панорамой зеленого ущелья реки Азат, живописными склонами далеких гор.
Северная часть дворца была жилой. Судя по сохранившимся фрагментам, композиция выходящего на площадь фасада этой части имела ризалиты. Помещения нижнего, подвального этажа были хозяйственного назначения; в частности, здесь размещалась винодельня. В одной из комнат сохранились следы темно-красной окраски штукатурки; это дает основание предполагать существование богатого убранства жилых и парадных покоев дворца.
С северной стороны площади, под углом к жилому корпусу, расположено здание бани. Сооруженное в III веке, оно включало не менее пяти помещений различного назначения, из которых четыре имели по торцам апсиды. Первая с востока апсидальная комната служила раздевальней, вторая - купальней с холодной, третья - с теплой и четвертая - с горячей водой. Здесь был резервуар для воды с топочным отделением в подвале. Полы из обожженных кирпичей, покрытых слоем полированного стука, опирались на круглые столбы и обогревались снизу горячим воздухом с дымом, поступавшим в подполье из топки.
Представление об убранстве интерьера дают уцелевшие в некоторых помещениях фрагменты двуслойной штукатурки: нижний - белого и верхний - светло-розового цветов, а также полы с остатками каменной мозаики пятнадцати оттенков. Особенно интересна мягкая по колориту мозаика пола раздевальни, датируемая III-IV веками, выдающийся образец монументальной живописи в центре Армении. Сюжет мозаики (площадь 2,91 х ЗД4 м) заимствован из греческой мифологии.
На светло-зеленом фоне - море, выложены изображения богов Океана и Моря в окружении рыб, нереид, ихтиокентавров. По периметру мозаики проходит широкая полоса розового цвета. Тональные переходы поверхности воды создают впечатление движения волн. Греческие надписи знакомят с названиями божеств и нереид, мастерски выполненных со знанием анатомических построений фигур. Своеобразна трактовка человеческих фигур, изображенных с лицами восточного типа. Интересна греческая надпись над головами богов: «Потрудитесь, ничего не получив».
Баня Гарни по своей композиции, наличию помещений с различной температурой и отоплением системы гипокауст имеет много общего с античными банями Сирии и Малой Азии, особенно с банями в Мцхе-та - Армази (II-III вв.) в Грузии, в Дура-Европос и в Антиохии на Оронте (III в.).
На территории крепости обнаружены фрагменты различных произведений искусства, среди которых особого внимания заслуживает мраморный торс, по-видимому мужской фигуры в античном одеянии. Пропорции тела гармонично соразмерны; хорошо переданы складки перехваченной поясом ниспадающей туники, облегающей спокойно стоящую фигуру, которая имеет много общего с найденной в Арташате женской фигуркой из мрамора, датируемой концом II - началом I века до н.э.
Сохранилось также большое количество прекрасно выполненных деталей: базы колонн, фрагменты пилястр, обрамления окон и дверей, камни карнизов и др., принадлежавшие, без сомнения, различным монументальным зданиям. Судя по сохранившимся остаткам, одним из них был четырехапсидный христианский храм VII века, построенный на месте руин парадного зала дворца. Многочисленные сооружения на территории прилегающего к крепости поселения и обнаруженные изделия ремесленного производства подтверждают высокий уровень христианского искусства, процветавшего здесь в 1У-ХУН веках.
Памятники Гарни свидетельствуют, что хотя архитектура Армении и находилась в связи с зодчеством эллинистических стран, тем не менее она имела свои отличительные черты.
О. Х. Халпахчян – Архитектурные ансамбли Армении
Фотографии: А. Александрова, А. и В. Кочар, из фондов: Гос. исторического музея АН Арм. ССР
Комментариев нет:
Отправить комментарий