http://riafan.ru/513698-razmorozka-karabahskogo-konflikta-hronika-protivostoyaniya
Ночная канонада
С высокой долей вероятности можно предположить, что все началось с обнаружения бойцами Армии обороны НКР на территории непризнанной республики крупной азербайджанской диверсионно-разведывательной группы. На подступах к селу Левонарх ДРГ оказалась блокированной и была вынуждена вступить в бой. В целях оказания помощи своим по территории НКР открыла огонь азербайджанская артиллерия. В ответ заговорили стволы орудий АО НКР.Очень скоро артиллерийская дуэль шла уже на протяжении всей границы. Под прикрытием артогня, примерно в 02:00 1 апреля, вперед выдвинулись азербайджанские штурмовые группы, усиленные бронетехникой. В силу внезапности они смогли занять несколько высот возле села Талыш, но дальше продвинуться не смогли.
Обе стороны непрерывно перебрасывали к передовой резервы, за счет чего накал боев только нарастал. С рассветом азербайджанская сторона ввела в действие РСЗО и боевые вертолеты. В то же время для вскрытия мест расположения подразделений АО НКР азербайджанцы задействовали беспилотники.
Несмотря на эти меры, атакующие продолжали топтаться на месте под Талышем. Попытка нанести воздушный удар по резервам противника завершилась для Баку тоже плохо. К востоку от горы Мрав был сбит и рухнул на землю азербайджанский Ми-24 SuperHind Mk IV, все трое членов его экипажа погибли. Чуть позже был сбит и один из азербайджанских БПЛА — ThunderB производства израильской компании BlueBird Aero Systems.
Баку безмолвствует
Что любопытно, обрушившийся с ночи на карабахско-азербайджанское приграничье огненный ураган не вызвал к жизни каких-либо немедленных официальных заявлений со стороны Баку. Азербайджанские СМИ тоже хранили молчание. В итоге мир узнал о происходящем из заявления министерства обороны Армении, озвученного в районе 08:00.К 09:00 «разродилась» пресс-служба АО НКР, которая подтвердила ранее опубликованную Ереваном информацию: «Военные Азербайджана в ночь на субботу начали наступление по ряду направлений зоны карабахского конфликта». Дополнив ее сведениями об успешных оборонительных действиях АО НКР и сбитом азербайджанском вертолете. Также было отмечено, что азербайджанская армия применила артиллерию и бронетехнику.
К 10:00 нарастающий массив данных о «размораживании» карабахского конфликта сумел преодолеть инерцию мышления в стиле «там всегда стреляют — ничего нового», и новостные ленты российских СМИ украсились заголовками «Резкое обострение ситуации в Нагорном Карабахе!».
В 10:15 пресс-секретарь министра обороны Армении Арцрун Ованнисян сообщил, что армянская армия перешла в контрнаступление в зоне карабахского конфликта. По его словам, есть погибшие с обеих сторон, Азербайджан понес большие потери в живой силе и технике. И да, «сбит азербайджанский вертолет».
Вот тут Азербайджан уже не выдержал. 10:19 — представитель азербайджанского военного ведомства сообщил «Интерфаксу», что «информация о сбитом вертолете ВВС Азербайджана является абсолютной ложью. Все технические и авиационные средства находятся на месте. Это очередная провокация армянской стороны». Не было ничего, ничего не было!
Действие жесткой военной цензуры, дополненное предельно малым количеством военных корреспондентов в зоне конфликта, приводит к тому, что в СМИ просачиваются буквально крупицы информации. Но и то, что просачивается, дает ясно понять — ситуация очень напряженная, и события несутся буквально вскачь.
Знакомый алгоритм
10:24 — МО Армении: «Вооруженные силы Азербайджана в ночь на субботу попытались проникнуть в тыл Армии обороны непризнанной НКР и занять стратегические позиции с использованием танков, артиллерии и авиации».10:26 — пресс-служба МО НКР: «В результате ракетных обстрелов мирных населенных пунктов Нагорного Карабаха погиб ребенок — 12-летний Вагинак Григорян, еще двое детей получили ранения».
10:29 — «просыпается» МИД РФ в лице его официального представителя Марии Захаровой, сообщившей, что «мы внимательно изучаем поступающую информацию».
10:36 — в минобороны Армении заявляют, что «противник отброшен на исходные позиции» и несет потери. По факту азербайджанцам удалось удержать один ранее захваченный опорный пункт на высоте подле Талыша, и в дальнейшем усилия АО НКР сосредотачиваются на его возвращении любой ценой.
11:27 — бой с азербайджанской ДРГ под Левонархом завершен. Часть личного состава группы погибла, их тела демонстрируются на видеосъемке, часть сумела прорваться к своим.
11:32 — в столице НКР Степанакерте созвано экстренное заседание совета безопасности непризнанной республики. Примерно в это же время Азербайджан впервые признает официально, что на границе с НКР идут широкомасштабные боевые действия. Объявляется об уничтожении большого количества живой силы, боевой техники и военной инфраструктуры АО НКР. В Баку утверждают, что огневые удары азербайджанской стороны «были точечными, они наносились по заранее определенным координатам как на передовой, так и в глубине» и были вызваны желанием прекратить обстрелы азербайджанских приграничных населенных пунктов.
Алгоритм происходящего начинает все больше и больше напоминать реалии августа 2008-го, когда Тбилиси объяснял свою агрессию против Южной Осетии желанием пресечь обстрелы грузинских приграничных сел, осуществлявшиеся, якобы, с южноосетинской территории.
12:00 — в Москве, наконец, смогли собрать и суммировать информацию по происходящему на границе НКР в количествах, достаточных для официальной реакции первого лица государства. В своем заявлении президент России Владимир Путин выразил глубокую обеспокоенность информацией о возобновлении вооруженных столкновений на линии соприкосновения в Нагорном Карабахе и призвал все стороны конфликта к «немедленному прекращению огня и проявлению сдержанности».
13:04 — именно Армения несет ответственность за обострение ситуации в зоне карабахского конфликта, с таким заявлением выступил перед журналистами руководитель пресс-службы МИД Азербайджана Хикмет Гаджиев. По его словам, мировое сообщество должно резко осудить «артиллерийские обстрелы армянскими ВС гражданских объектов на территории Азербайджана».
13:39 — глава МИД РФ Сергей Лавров провел телефонные переговоры с коллегами из Армении и Азербайджана и призвал их «воздействовать на ситуацию для прекращения насилия».
14:40 — пресс-секретарь президента НКР Давид Бабаян не исключил причастности Турции к началу боевых действий на линии соприкосновения.
15:59 — генсек ОДКБ Николай Бордюжа провел переговоры с высшим военно-политическим руководством Армении.
Тем временем бои в приграничной зоне НКР продолжаются, растет список заявляемых Баку, Степанакертом и Ереваном потерь. Официально мобилизацию ни в Азербайджане, ни в НКР, ни в Армении не объявляют, но армянский союз добровольцев «Еркрапа» начинает собирать своих членов, и на следующий день они длинной автоколонной отправятся из Еревана в НКР.
Читайте по теме: ООН: Жертвами конфликта в Карабахе стали не менее 33 человек
Мясорубка раскручивается
16:24 — пресс-служба министерства обороны Азербайджана сообщает, что страна вернула себе контроль над несколькими стратегическими высотами и населенными пунктами. В частности, речь идет о высотах вокруг села Талыш и высоте «Лалетепе» в направлении района Физули, а также о населенном пункте Сейсулан. Пресс-секретарь министра обороны Армении Арцрун Ованнисян опровергает это сообщение.17:43 — первая публичная реакция на происходящее президента Азербайджана: Ильхам Алиев комментирует ситуацию в Нагорном Карабахе из Вашингтона. В ходе выступления на саммите по ядерной безопасности, проходящем в американской столице, он заявляет: «Мы продолжим свои усилия по мирному урегулированию конфликта. Но конфликт должен быть урегулирован на основе территориальной целостности Азербайджана». По его словам, сейчас Армения продолжает «проводить политику оккупации».
В 18:30 становится известно, что Армения перебросила свои штурмовики Су-25 на аэродром Эребуни в Ереване — поближе к зоне конфликта.
19:16 — президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган выражает соболезнования азербайджанскому коллеге Ильхаму Алиеву в связи с гибелью военнослужащих в ходе сегодняшних боев.
20:00 — генеральный секретарь Совета Европы Турбьерн Ягланд заявляет о глубокой обеспокоенности обострением военных действий в зоне нагорно-карабахского конфликта.
Собственно, на этом «презентация» всех заинтересованных лиц закончилась, и события покатились дальше по уже наработанной схеме. Президент Азербайджана, не покидая Вашингтона, твердил о «крайне серьезной ситуации, требующей немедленного решения и реакции мирового сообщества». В этом его целиком и полностью поддерживали президент и министр обороны Турции, не забывая напоминать, что дело Азербайджана — правое, победа непременно будет за Баку, и вся Турция за это держит кулаки. РФ, США, ЕС и ООН выражали озабоченность, смешанную с обеспокоенностью, и призывали противоборствующие стороны к сдержанности, для чего неутомимо названивали в Азербайджан, НКР, Армению и друг другу. АО НКР и ВС Азербайджана яростно бились за опорный пункт у Талыша, рапортуя при этом о непрерывных победах, сотнях погибших врагов и десятках погибших своих. Бронетехнику, вертолеты и БПЛА в реляциях с фронта тоже не жалели и «жгли» на всю катушку. Политическое руководство сошедшихся в бою сторон ловко отфутболивало инициативу начала боевых действий кому угодно, только не себе.
Бои не смолкают
Ночь с 2 на 3 апреля, как и ожидалось, привела к снижению интенсивности боевых действий. Но уже с утра АО НКР вновь ринулась на штурм высоты под Талышем, опровергая тем самым прозвучавшие вечером 2 апреля заявления Степанакерта о том, что противник на всех пунктах отражен, и контроль над всей приграничной территорией НКР восстановлен.Вновь резко «подскочил градус» артиллерийских обстрелов и увеличился поток раненых. Продолжая цепляться за захваченный плацдарм у Талыша, в 12:30 Азербайджан объявил, что принял решение остановить в одностороннем порядке «ответные военные операции» и будет «укреплять освобожденные накануне территории».
Естественно, в Степанакерте на эту ремарку Баку не обратили ни малейшего внимания, и через полчаса МО Азербайджана «уличили» АО НКР в «несоблюдении режима прекращения огня». На основании чего Азербайджан бросил в бой новые резервы.
В 13:21 МО НКР констатировало: «Горячие бои идут на южном и северном направлении карабахского фронта».
А в 14:15 президент Азербайджана Алиев пафосно объявил журналистам, что Азербайджан «завоевал большую военную победу» в ходе боестолкновений 2—3 апреля в Нагорном Карабахе. К этому моменту всем уже стало понятно, что быстро конфликт погасить не получается…
Читайте по теме: Нагорный Карабах по ошибке обстрелял Иран
Кто виноват?
Прервем на этом хронику событий и попробуем проанализировать случившееся. Крупнейшее с мая 1994 года обострение ситуации на границе НКР, по большому счету, стало ожидаемым. О вероятности чего-то подобного непрерывно предупреждали аналитики с момента резкого «похолодания» отношений между РФ и Турцией, вызванного инцидентом 24 ноября 2015 года, когда российский Су-24М был сбит турецким истребителем в районе сирийско-турецкой границы. С этого дня Баку, и до того во многом являвшийся креатурой Анкары, попал в особенно крепкие «дружеские объятия» турок. То, что за «размораживанием» карабахского конфликта в первую очередь стоят именно турки, сомнений не вызывает — достаточно задаться вопросом, какая страна в данный момент целиком и полностью поддерживает все действия Баку. Ответ очевиден.Впрочем, давайте обо всем по порядку. Какие выводы можно сделать на основе информации, имеющейся в свободном доступе?
Возьмем, например, момент 17:43 2 апреля — первое обращение по поводу происходящих событий со стороны президента Азербайджана, сделанное им в Вашингтоне. В обращении — тревожные нотки, родина в опасности, но мы — изо всех сил! Вас ничего не удивляет? Активные боевые действия начались еще в 2 часа ночи. Граница — в огне. А вы — президент, торчите в этот момент в чужой столице на саммите по ядерной безопасности, пока где-то там ваших граждан убивают. Самое логичное в этот момент ваше действие? Правильно — нестись в аэропорт, а оттуда персональным бортом — домой, скорее домой! Что мы видим вместо этого? Вместо этого Ильхам Алиев спокойно дожидается своей очереди выступать на саммите и уже оттуда, с вашингтонской кафедры, рассказывает о прогрессирующем конфликте с НКР. Такое поведение президента при сложившихся обстоятельствах свидетельствует либо о том, что президент умалишенный, либо о том, что все произошедшее на границе с НКР — это плановое мероприятие, и Алиеву беспокоиться совершенно не о чем. Почему-то нам кажется, что последний вариант является наиболее близким к истине.
«Маленькая и победоносная»
Итак, «разморозка» карабахского конфликта — это, похоже, инициатива азербайджанской стороны. Спланированность этой военной операции доказывается еще и тщательно выбранным временем нападения. Ночь с пятницы на субботу — в этот момент многие военнослужащие и госчиновники Армении/НКР по понятным причинам находятся, что называется, «вне зоны доступа». То же самое наблюдается и в России. Все это изрядно замедлит скорость реакции Армении, НКР и РФ на действия азербайджанских силовиков.Еще одна интересная деталь — президент Армении Серж Саргсян тоже находился на том самом саммите. Известие о начале боевых действий застало его, правда, уже не в Вашингтоне, а во время перелета из США в Армению. Представляете, какое «неожиданное» совпадение — азербайджанская артиллерия открывает огонь вдоль всей линии границы с НКР аккурат в тот момент, когда коммуникативные возможности президента Армении заметно ограничены.
Почему еще Азербайджан не стал ждать и откладывать свое вторжение в НКР? Потому что военный баланс сил между Арменией и Азербайджаном, в силу полученного в феврале 2016 года Ереваном от Москвы льготного кредита для покупки военной техники на сумму 200 млн долларов, грозил в самом ближайшем будущем если не измениться в пользу Армении, то, по меньшей мере, привести к военно-техническому паритету сторон. В Баку совершенно логично решили не ждать этого момента.
В том, что азербайджанская операция против НКР должна была стать «маленькой», то есть короткой, мы не сомневаемся. Во-первых, к этому побуждает все та же экономическая ситуация в Азербайджане, из-за которой затяжную кампанию с высокой интенсивностью боевых действий Баку может и не потянуть. Во-вторых, рассчитывать на то, что армии Азербайджана удастся безболезненно для себя проломить оборонительные рубежи, которые в НКР создавались 20 лет, было бы утопией. В силу этого нынешний азербайджанский «дранг нах Степанакерт» не мог предусматривать реальной попытки прорыва к столице непризнанной республики. Скорее всего, планы не шли дальше крупномасштабной «разведки боем» с как можно более глубоким вклинением на территорию НКР.
Таким образом, Азербайджаном во главу угла ставилось вовсе не решительное изменение в свою пользу сложившегося в НКР status quo. Подлинной целью был захват в НКР крупного плацдарма, что позволило бы интерпретировать операцию как «победоносную» и выжать из этого максимум имиджевых выгод для руководства Азербайджана. Одновременно можно было бы отследить реакцию на действия Баку союзников и противников Азербайджана и, в случае гарантированно удачной для Баку конъюнктуры, продолжить наступательные действия.
Вспомним действия Азербайджана после 1 апреля — они целиком и полностью укладываются в описанную нами схему.
Интриги Анкары
Конечно, главным выгодополучателем от действий Баку является Анкара. Подтолкнув Алиева к военной акции против НКР, Эрдоган теперь не только демонстрирует поддержку Азербайджану, но и постоянно показывает, что готов стать «голубем мира» и уговорить Баку вложить саблю в ножны. Разумеется, не за просто так.Естественно, этот месседж адресован не НКР и Еревану, с которыми у Турции нет даже дипотношений. Эти намеки адресованы России. России, с которой Эрдоган крепко рассорился из-за Сирии, не нашел поддержки своим действиям у США и НАТО, после чего был вынужден искать варианты примирения с Москвой.
К этому Эрдогана побуждают не только политические реалии, но и экономические обстоятельства. Из-за российских санкций турецкий бизнес лишился в России многих былых возможностей, а уж скольких прибылей лишился туристический бизнес в самой Турции!..
Теперь, накануне старта нового курортного сезона, Эрдоган всячески пытается наладить хоть какой-то диалог с Москвой и при этом избежать того, чего Москва требует в первую очередь — публичного признания Турцией своей ответственности за сбитый российский бомбардировщик. Последнее для Эрдогана абсолютно неприемлемо, а вот в остальном он, похоже, готов пойти на уступки. По крайней мере, именно такое ощущение возникает после явного «потепления» риторики Эрдогана в отношении России и особенно — после задержания в Измире Альпарслана Челика, обвиняемого в убийстве командира сбитой турками «Сушки».
Сразу после этого Россия оказалась в весьма непростой ситуации. Разберемся, почему.
Ловушка для России
Теоретически, поскольку Армения, как и Россия, входит в ОДКБ и поскольку Россия имеет двухсторонний договор с Арменией о взаимопомощи, симпатии Москвы должны быть на стороне Еревана, а значит — и поддерживаемого Ереваном Степанакерта. Практически же Москва хотела бы сохранить хорошие отношения и с Баку. В прошлом это доказывалось, в частности, российскими военными поставками не только в Армению, но и в Азербайджан. Сейчас это же доказывается стремлением России остаться посредником между Арменией и Азербайджаном, желанием РФ по-прежнему не быть втянутой напрямую в карабахский конфликт и попытками Москвы всячески способствовать примирению сторон.Интриги Анкары, демонстрируемая Ереваном готовность к конфликту с Баку и вероятная неудача попыток исключительно своими силами вернуть стороны конфликта к первоапрельскому status quo ставят Москву перед неприятным выбором: либо стать целиком на сторону Армении и НКР, либо дать возможность Азербайджану и дальше «беспредельничать», либо же воспользоваться для примирения сторон помощью Турции. Понятно — в обмен на прощение ей «самолетного греха».
Нетрудно заметить, что Москве придется выбирать между серьезнейшими имиджевыми потерями и потерей своего влияния на Азербайджан с последующим почти гарантированным уходом Баку «под крыло» Анкары. Альтернативой уступкам Анкаре для Москвы может, конечно, явиться ответный удар РФ по турецкой «болевой точке», реализуемый, например, в активной поддержке Россией курдского сепаратизма в Турции. Но это чревато резкой эскалацией и без того конфликтной ситуации в отношениях России и Турции.
Готова ли Россия к такому радикальному шагу? Вопрос более чем спорный. Отдадим должное Эрдогану — у него получился сильный ход. Чужими руками и ценой чужой крови он поставил Россию в очень непростую ситуацию.
Неутешительный вывод
Наилучшим выходом из этой ситуации для РФ стало бы скорейшее прекращение огня всеми сторонами конфликта. Скажем честно — на данный момент Россия этой цели достигнуть не смогла. Не достиг своей цели полностью и Азербайджан — захваченный на территории НКР плацдарм оказался крайне мал. Но сам факт наличия в руках азербайджанских военных такого плацдарма к исходу вторых суток боев показывает, что и НКР с Арменией своего тоже в полной мере пока не добились. Турция пока никаких преференций от России не получила, так что тоже на полноценную победительницу не тянет.Вывод? Увы, но после минувших двух суток боев новой «горячей фазе» карабахского конфликта, видимо, суждено пока продолжаться.
Комментариев нет:
Отправить комментарий